Церковь Училища | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первоначально у Павловского кадетского корпуса был храм во имя Воскресения Христова, но в 1857 году корпус эвакуируется в здание Контсантиновского кадетского корпуса. Корпусные храмы остаются на прежних местах, за исключением находившихся в них чёрных досок. В 1863г. по 1877г. Павловский корпус передавал храм 1-у Кадетскому корпусу, в связи с перездом в здание последнего. Таким образом, принадлежавшая прежде Дворянскому полку церковь во Имя Св. Равноапостольных Константина и Елены, отошла к Павловскому Кадетскому Корпусу. Устроена она была в 1847 году и находилась прежде в каменном здании, против главного здания корпуса, в зале, занимающем 263 кв. сажени. 18-го февраля 1839 года, здесь поставлена была походная Церковь во имя Святителя Николая, в которой служили до 1847 года. В журнале Хозяйственного Комитета Дворянского полка, от 7-го мая 1847 года сказано: «Его Императорское Высочество, Главный Начальник военно–учебных заведений, при посещениях Дворянского полка, неоднократно изъявлял желание заменить в Православной Церкви сего полка, походный Иконостас, принадлежащий лагерному отряду военно–учебных заведений, постоянным Иконостасом ». Согласно этой Воле, архитектор Диммерт составил рисунок постоянного Иконостаса, а мастер, Охтинский поселянин, Фёдор Лукин, взялся поставить Иконостас к 1-му августа за 1300 руб. 24-го числа того же месяца Церковь освещена Протоиреем Петропавловского Собора Иоакимом Кочетовым. В 1867 году Церковь из корпусного манежа перенесена в главное здание; освящена она 1-го октября того же года. К достопримечательностям её принадлежат: 1). Две Иконы Богородицы – Тихвинская и Знамения, переданная в 1800 году из Волынской Церкви (последняя - есть точная копия Новгородской, сделанная в 1750 году); 2). Икона Св. Царицы Александры, работы академика Нефа, устроенная воспитанниками Павловского кадетского корпуса, в память Великой Княгини Александры Николаевны; 3). Икона Св. Апостола Павла, работы Тютрюмова, преподавателя живописи в корпусе, на память об основателе корпуса, Императоре Павле І; 4). Икона СВ. Митрополита Московского, - дань усердия офицеров, на память о бывшем директоре Петре Александровиче Языкове; 5). Знамя, при котором должен находиться рескрипт Императора Николая І-го: «Всемилостивейше жалуя Военно–Сиротскому Дому препровождаемое при сём знамя, повелеваем сообразно с воинским уставом, освятя оное, по прочтении перед всем Домом сей Нашей грамоты, употребить на службу. Мы надеемся, что сей знак Монаршего Нашего благоволения усугубит ревность молодых дворян к приготовлению себя стать на поле чести верными и храбрыми защитниками престола. Дан в лагере под Красным Селом 21 июля 1827 года». На подлинном: «Николай»; 6). Чёрные мраморные доски с именами убитых на войне: 6 с именами воспитанников Павловского кадетского корпуса и 6 с именами юнкеров І-го Военного Павловского Училища. По данным Пыляева М.И. к числу церковного дохода принадлежат проценты с 2 тысяч рублей, положенных женой Державина за поминовение их рода. Церковный причт при Дворянском полке, Константиновском КК, Павловском КК, 1-й С.-Пб. ВГ и Павловском Военном Училище (1839-1918гг.)
Священнослужители служили в следующих домовых храмах: 1. Походная церковь во имя Николая Чудотворца (в помещении манежа Дворянского полка)
2. Церковь во имя Иоанна Предтечи при 1-м кадетском корпусе:
3. Домовой Храм Святых Равноапостольных и Великих Царей Константина и Елены (Большая Спасская д.18):
Литература: 1. Исторический очерк Павловского военного училища, Павловского кадетского корпуса и Императорского военно-сиротского дома. 1798-1898гг. Спб., 1898г. - С.718. 2. Памятка Павловского военного училища 1863-1913. СПб., 1913г. - С.82.
Святые Равноапостольные цари Константин и Елена 3 июня Православная Церковь празднует память равноапостольных царя Константина и матери его Елены.
С. В. Булгаков Общество вспомоществования бывшим кадетам Павловского корпуса и юнкерам Павловского военного училища 23 декабря 1880г. был сделан первый денежный сбор во время очередного товарищеского обеда. Затем ежегодно на товарищеских обедах производился сбор денег. 24 ноября 1887г. в связи с приказом по ВУЗ № 92, о том, чтобы считать ПВУ преемником ПКК. Юнкера образовали с бывшими кадетами одну товарищескую семью. На товарищеском собрании 23 декабря 1896г., генерал- майором В.П. Верховским была предложена мысль об учреждении правильно организованного общества вспомоществования бывших воспитанников этих двух военно-учебных заведений. 23 февраля 1898г. в помещении училища утвердили устав Общества и произвели избрание почетных членов. Для руководства обществом избирался Распорядительный комитет, который подчинялся Начальнику училища. 1 ноября 1898г. количество членов Общества достигло 270. Общество не ограничивается только денежною помощью, напротив оно оказывало поддержку нуждающимся лицам, главным образом, путем приискания для них работы, помещения больных в лечебные заведения, (с.3-4-5), а так же оказывать возможное содействие при воспитании детей. В первый год деятельности общества за помощью обратились 10 человек (с.8), израсходовано 240 руб. Желая ознаменовать 100-й юбилей ПВУ оказанием беднейшему и достойнейшему из юнкеров выпуска 1898г. в виде назначения ему премии в 100 рублей. Премия не была выдана. Ежегодно издавался отчёт деятельности общества. Ниже представлены выдержки из отчета общества за 1898г. 1-й год деятельности общества С каждым годом количество лиц обратившихся за помощью растет 1899г. - 18 человек, 1900г. - 15 человек, 1901г. - 20 человек.
Правила пользования Кружкой Общества, находящегося в церкви ПВУ. Выработанные Распорядительным комитетом и одобренные Начальником училища 1) Кружка сдается ктитору церкви и принимается от него казначеем Общества лично, без особых каждый раз полномочий. 2) Высыпка денег из кружки производится казначеем в присутствии ктитора и, по проверке, количество их записывается в особую шнуровую тетрадь, где свидетельствуется их подписями. 3) Тетрадь хранится при церкви и принимается казначеем лишь для представления Комитету или ревизионной Комиссии. 4) Кружка принимается казначеем из церкви на время Общих Собраний и общих обедов; прием и возврат отмечаются в той же шнуровой тетради. 5) Перед взятием кружки из церкви производится выписка или свидетельствуется отсутствие сбора - в той же тетради. 6) Кружка запечатывается печатью Общества. 7) Выписка производится два раза в год: 1) в начале мая перед уходом Училища в лагерь, 2) в половине декабря, перед взятием кружки на обед в Общее Собрание (скорее всего 23 декабря, в день Праздника училища).
===========================================================================================
ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ П.И. ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ Петр Иванович, р. 8.08.1864г. Уроженец села Мшенец Валдайского уезда Новгородской губернии. Вырос в семье псаломщика. В 1885г. окончил Новгородское духовное училище и по распоряжению главного священника армии и флота определён штатным псаломщиком Петропавловской церкви Гренадерского сапёрного батальона. В 1886г. по определению главного священника армии и флота преосвященным Анастасием, епископом Старорусским посвящён в стихарь. В 1887г. назначен псаломщиком церкви святых Константина и Елены 1-го военного Павловского училища в Санкт-Петербурге. В этом же году расположен в диакона. На фотографии офицерского состава училища в 1913г. он стоит в 3-м ряду справа. На фотографии передачи церкви училища мундира императора Александра III находится втором плане (без головного убора). С 1887г. семья проживала в С.-Петербурге в здании Павловского Училища (Б.Спасская д.21) на Петроградской стороне. С 1917г. семья проживала на улице Камской д.14. Женат на дочери священника Гдовского уезда С.-Петербургской губернии Александре Алексеевне Вашневской (1863-1937г.). В семье были дочери - Вера (30.11.1888 - 23.01.1973г.), София (1889 - 25.08.1943г.), Елена (6.06.1902 - 23.12.1972г.) и сыновья Николай (17.04.1893-?), Владимир (1898-?), Дмитрий (умер в младенчестве). В 1917г. было ликвидировано Павловское училище. П.И. до закрытия училища перешёл на службу в Смоленскую кладбищенскую церковь. 12 января 1933 г. арестован и приговорён к ссылке на три года в г.Вятка. Его старший сын Николай служил настоятелем Преображенской церкви пос. Толмачёво Лужского района и был арестован на день раньше отца 11 января 1933г. О его приговоре и дальнейшей судьбе до сих пор ничего не известно. По окончании ссылки П.И. с 17.04.1937г. проживал в г.Ленинграде. Скончался 23 марта 1941г. на 76 году жизни. Его отпевали в Никольском Соборе. Похоронен на Волковском кладбище. Вернувшись в Ленинград из эвакуации в 1945г., родственники могилу не смогли найти (на территории этого участка кладбища были проложены трамвайные пути). НИКОЛАЙ (ЗАРКЕВИЧ Иоанн Григорьевич) епископ Новомиргородский (в Херсоне). Родился в 1827г. в семье священника Могилевской губернии. Первоначально учился в Могилевской, затем в Петербургской семинариях. В 1847г. по окончании последней поступил в СПб дух. академию. 23 июня 1851г. окончил курс академии со степенью кандидата богословия. 16 сентября рукоположен во священника к Спасобогаринской церкви в Петербурге. С 1856г. - законоучитель школы кантонистов. В том же году получил степень магистра. В 1867г. возведен в сан протоиерея. С 1868г. - законоучитель в пиротехническом артиллерийском училище. В 1869г. определен законоучителем и священником Павловского военного училища. С 1872г. - директор СПб тюремного комитета и член особого попечительства о тюрьмах. С 1881г. вел публичные чтения богословского содержания. 5 мая 1884 г., овдовев, принял монашество. Уход из Павловского училища. Во время своей 15-летней службы в училище, стал истинным пастырем своей паствы. В том же году 6 мая возведен в сан архимандрита. 10 июня 1884г. хиротонисан во епископа Новомиргородского, викария Херсонской епархии. Скончался 7 июня 1885г. Еп. Николай - человек больших способностей и всестороннего образования. Самоотверженная любовь к ближнему, редкая отзывчивость любвеобильного сердца его на всякую нужду другого человека, труженническая, нравственно чистая жизнь - отличительные черты его характера. Преосвящ. Николай известен и как замечательный литературный деятель. С 1867 по 1880г. он издавал сборник под заглавием "Материализм, наука и христианство", много сотрудничал в журнале "Дух христианина" (с 1861 по 1866г.), участвовал в издании А. Л. Савицкого "Опыт естественного богословия". Сам он издал ряд своих сочинений, чем приобрел большую популярность. Ему пророчили блестящую будущность. Но скоропостижная смерть разрушила все предсказания. Он скончался на пароходе во время поездки в Симферополь для временного управления епархией. Труды: Современный материализм пред судом разума. СПб, 1866г. Сборник Материализм, наука и христианство (имеет 19 выпусков, причем 1, 3 и 5 по два издания).Записки по предмету Закона Божия. СПб, 1870г.Опыт естественного богословия. СПб, 1879-1883г.Очерк учения христианской веры (пособие к усвоению истин веры). СПб, 1873г.Основание психологии человека д-ра Германа. Перевод с нем. СПб, 1869г.
ВАШНЕВСКИЙ Иван (Иоанн) Семенович. Дата рождения неизвестна. Обучался в Александро-Невском духовном училище. С 1862г. послушник Александро-Невской лавры. C 1868г. псaломщик Бельскoй цеpкви Гдoвскoгo yездa. C 1840г. псаломщик Екaтеpининскoгo сoбopa Цapскoгo Cелa. С 1875г. диaкoн-псaлoмщик 1-гo Пaвлoвскoго Училища. C 1887г. диaкoн цеpкви Глaвнoгo Упpaвлeния Пoчт и Tелегpaфoв. C 1894г. диaкoн-псаломщик церкви Покрова Пресвятой Богородицы при СПб Епархиальном братстве, с 7 нoябpя 1896 штaтный диaкoн. Скончался 26.06.1904(?)г.
(Передача церкви Училища мундира императора Александра III) |